1 Кинематограф дореволюционной России

Рождение российского "Великого Немого" (1898-1917)

4 мая 1895 Первый киносеанс в Ленфильме (сад Аквариум)

Известно, что кино в Россию завезли французы. Было это в начале 1896-го. Однако многие русские фотографы сумели быстро научиться новому ремеслу. Уже в 1898-м документальные сюжеты снимались не только иностранными, но и русскими операторами. Но до появления русских игровых лент оставалось еще целых 10 лет. Лишь в 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием "Понизовая вольница" ("Степан Разин"). Картина была черно-белая, немая, короткометражная, костюмная, душещипательная. А дальше - пошло-поехало… В 10-х годах Владимир Гардин ("Дворянское гнездо"), Яков Протазанов ("Пиковая дама", "Отец Сергий"), Евгений Бауэр ("Сумерки женской души", "Преступная страсть") и другие тогдашние мастера режиссуры (Ханжанков - культурно-просвет, Москва) создали вполне конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.

Мультики - Владислав Старевич. "Месть кинооператора"

Ко второй половине 10-х годов в России зажглись настоящие суперзвезды серебристого экрана - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов…

27.08.1919 - национализация кино и фото (манифест).

2. Кинематограф 20х годов

В погоне за Красным "Октябрем" (1918-1930)

Но все когда-нибудь кончается. Октябрьский переворот 1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплином на Запад. Так что первый "совдеповский" фильм "Уплотнение" (1918), поставленный заурядным конъюнктурщиком А.Пантелеевым, вышел не ахти каким художественным. Да и время братоубийственной гражданской войны, право, было не лучшим для развития кинематографа. Но уже через каких-нибудь пять лет охваченная революционным порывом и мечтой о мировой диктатуре пролетариата творческая молодежь поразила планету новизной киноязыка. Так на смену "серебряному веку" российского кино пришел советский киноавангард 20-х. Идеологическая цензура Кремля в те времена еще мало интересовалась формой художественного "текста". Именно это и позволило гению Сергея Эйзенштейна отважно экспериментировать с "монтажом аттракционов" в его знаменитых фильмах "Броненосец Потемкин" (1925) и "Октябрь" (1927). Их очевидная политическая ангажированность не помешала широкой известности на Западе. Откройте любую зарубежную книгу по истории мирового кино - и вы наверняка обнаружите специальную главу, посвященную кинематографу Сергея Эйзенштейна и его знаменитых современников - Льва Кулешова ("По закону"), Всеволода Пудовкина ("Мать", "Конец Санкт-Петербурга"), Александра Довженко ("Звенигора", "Земля"), "ФЭКСов" (эту питерскую киногруппу возглавляли Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, авторы "Шинели" и "СВД"), Дзиги Вертова ("Человек с киноаппаратом").

Конечно, рядом с "эффектом Кулешова" и "монтажом аттракционов" существовало и вполне коммерческое, зрелищно-развлекательное кино Якова Протазанова ("Закройщик из Торжка", "Процесс о трех миллионах", "Праздник святого Йоргена") и Константина Эггерта ("Медвежья свадьба"). Но лидерство Сергея Эйзенштейна с его метафорическими "Броненосцем" и "Октябрем" уже тогда не вызывало никакого сомнения.

3. Лев Кулешов

Лев Кулешов родился в Тамбове 1 (13) января 1899.

Лев Владимирович являлся одним из пионеров советского и мирового киноискусства, сыграл большую роль в исследовании специфики киноискусства, в развитии кино языка, монтажа, технологии съёмок. В кино он начал работать как художник с 1916 года.

Титульный лист книги "Основы кинорежиссуры" 1941 г. издания с автографом автора А.И.Анненскому.

Руководил документальными съёмками на фронтах Гражданской войны 1918-20. Поставил агитфильм "На красном фронте" (1920). В 1919 организовал учебную мастерскую в Госкиношколе. Среди его учеников - В. И. Пудовкин, Б. В. Барнет, В. М. Георгиев, С. П. Комаров, А. С. Хохлова, (ставшая его женой).

К числу наиболее значительных фильмов Кулешова относятся: "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "По закону" (1926, по рассказу Дж. Лондона "Неожиданное"), "Великий утешитель" (1933, по мотивам биографии О. Генри). Для фильмов Кулешова характерна напряжённость сюжета, остро очерченный рисунок ролей, высокая изобразительная культура.

С 1944 года Лев Кулешов занимался главным образом педагогической работой во ВГИКе (профессор с 1939, руководил режиссёрской мастерской).

Кулешов - автор исследований по теории и практике киноискусства, в том числе знаменитой книги-учебника "Основы кинорежиссуры" (1941), переведённой на многие языки мира. Последние годы жизни Лев Кулешов и Александра Хохлова провели вместе в небольшой квартире в доме на Ленинском проспекте Москвы.

Умер Лев Кулешов в Москве 29 марта 1970 года.

4. Дзига Вертов

Давид Абелич Кауфман родился 21 декабря 1895 (2 января 1896 год)а в Белостоке (ныне Польша) в семье букиниста Абеля Кушелиовича Кауфмана, владевшего книжным складом и двумя книжными магазинами. Учился в музыкальной школе, в Петроградском психоневрологическом институте, в Московском университете. В 1915 году начал использовать псевдоним Дзига Вертов. В 1917 году работал в отделе кинохроники Московского кинокомитета. В 1918-1919 годах - составитель-монтажёр журнала "Кинонеделя". С 1920 года - режиссёр-документалист, инициатор выпуска киножурнала "Киноправда" (1922-1924 годы). Работал на студиях "Культкино", 3-й Госкинофабрике, Киевской кинофабрике ВУФКУ (1927-1930 гг.), "Межрабпомфильм", ЦСДФ. Автор сценариев нескольких своих документальных фильмов, игрового фильма "Тебе, фронт!" (1942), мультипликационного фильма "Юморески". Автор нескольких статей по теории кино. Фильм "Кино-глаз" в 1924 году получил медаль и диплом Всемирной выставки в Париже. С переездом Вертова на Украину распалась группа "Киноки", руководителем которой он был.

Вертов является режиссёром одного из первых звуковых документальных фильмов "Симфония Донбасса" ("Энтузиазм") (1930 г.). Снимает "Три песни о Ленине" (1934), фильм в жанре образной кинопублицистики, который газета "Правда" назвала "Песней всей страны". Фильм "Колыбельная" (1937) посвящен двадцатилетнему пути страны, пройденному после революции. Во время Великой отечественной войны снял фильмы "Кровь за кровь, смерть за смерть" (1941), "Клятва молодых" и "В горах Ала-Тау" (оба 1944), посвященные героической борьбе советского народа с фашизмом и работе в тылу. Все дальнейшие кинопроекты Вертова отклонялись начальством.

C 1944 года и до самой смерти он работал режиссёром-монтажёром над киножурналом "Новости дня" (всего выпустил 55 номеров).

Журнал Entertainment Weekly в октябре 2010 года опубликовал список из 12 документальных фильмов, изменивших мир. В рейтинг самых влиятельных документальных фильмов (11 место) вошел советский экспериментальный фильм Дзиги Вертова 1929 года "Человек с киноаппаратом" (Man with a Movie Camera), рассказывающий о жизни Одессы.

Дзига Вертов умер 12 февраля 1954 года. Первоначально был похоронен на Миусском кладбище рядом с матерью, в 1967 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

5. Сергей Эйзенштейн

Эйзенштейн с детства изучал три иностранных языка. В 1909 году родители развелись, и по решению суда мальчик остался с отцом. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года Эйзенштейн вступил добровольцем в Красную армию.

В 1920 году Эйзенштейна направили в Академию Генерального штаба, где он учился на восточном отделении (японский язык). Эйзенштейн поступил художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921-1922 годах обучался в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда. Был режиссёром театра Пролеткульта ("Мексиканец", "Слышишь, Москва", "Противогазы", "Мудрец"), преподавал различные дисциплины. Эйзенштейн тесно сотрудничал с группой Владимира Маяковского, в его журнале "ЛЕФ" в 1923 году опубликовал свой творческий манифест "Монтаж аттракционов".

Стачка

В 1924 году Эйзенштейн снимает полнометражный фильм "Стачка", который получает в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже серебряную медаль.

Броненосец Потёмкин

Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку эпопеи "1905 год". В связи со сжатыми сроками Эйзенштейн сокращает замысел до эпизода восстания моряков на броненосце "Князь Потёмкин Таврический". Картину показали 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года. В 1952 году в списке десяти лучших фильмов всех времён и народов, составленном 58 кинорежиссёрами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематеки, "Броненосец "Потёмкин"" занял первое место.

Октябрь

В 1927 году Эйзенштейн снял фильм "Октябрь", в котором впервые в художественном кино показан образ Ленина (в исполнении рабочего Никандрова).

Командировка за рубеж

В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. Это была официальная поездка, целью которой было дать возможность Эйзенштейну и его съемочной группе больше узнать о звуковом кино, а также лично представить капиталистическому западу известных советских артистов. Последующие 2 года Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад "Интеллектуальное кино" в Брюссельском университете. В Швейцарии в 1929 году Эйзенштейн выступал в качестве консультанта образовательного документального фильма об абортах, режиссером которого был Эдуард Тиссэ. Фильм вышел под названием "Frauennot - Frauengl?ck" ("Горе и радость женщины")

В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера "Американская трагедия". Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramaunt отказалась от его сценария.

С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма "Да здравствует Мексика!". Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.

После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать книгу "Режиссура".

Бежин луг

Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием "Бежин луг". Сценарий к фильму был написан драматургом, бывшим чекистом, Александром Георгиевичем Ржешевским. Сюжетом фильма была коллективизация сельского хозяйства, сочетавшая радужные и трагические краски и опиравшаяся на историю Павлика Морозова.

Первый вариант фильма, просмотренный в незаконченном виде, в отсутствие самого Эйзенштейна (который был болен) был подвергнут резкой критике. Эйзенштейн был вынужден переработать фильм, он переписал сценарий, заменил нескольких актёров и вместо сцены разгрома церкви ("преображения в клуб"), вызвавшей наибольшую критику, он ввел динамическую сцену борьбы с пожаром. Тем не менее, в 1937 году по идеологическим соображениям приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена. Съёмка была приостановлена после просмотра в черновом монтаже в Главном Управлении кинематографии, а отснятый материал был забракован. По словам Эйзенштейна, до завершения двухлетних съёмок ему тогда не хватало 11 дней. В качестве репрессивной меры режиссёр был отлучён от преподавательской деятельности (восстановлен после съёмок фильма "Александр Невский"), а сам фильм смыт[1]. Позднее единственный экземпляр фильма сгорел при бомбежке Мосфильма во время Второй мировой войны[источник не указан 469 дней]. От фильма остались обрезки пленки, черновики, фотографии и планы, из которых позже был составлен фотофильм.

Александр Невский

В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма "Александр Невский". За него получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации).

Иван Грозный

В 1941-1945 годы режиссёр снимал фильм "Иван Грозный". Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии "Мосфильм" в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Картина вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию первой степени, вторая серия была запрещена и вышла в 1958 году; съемки третьей прекращены. В годы войны участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета, принял участие в съёмках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке "To the Jews of the World" (К евреям мира) и в радиопрограмме "To Brother Jews of All the World" (К братьям евреям всего мира, июль 1941), в которых призывал англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.[2][3][4]

Смерть

Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда он работал над статьей "Цветовое кино". Предпоследний инфаркт случился с ним во время танца на вечере с актрисой В. П. Марецкой. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Жена С. М. Эйзенштейна - журналистка Пера Моисеевна Фогельман (литературный псевдоним - Пера Аташева, 1900-1965).

6. Александр Довженко

Довженко Александр Петрович 11 сентября 1894 (село Вьюницы, Черниговская губерния, Украина) - 25 ноября 1956 (Москва).

Украинский советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог.

Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Лауреат Ленинской премии (1959 - посмертно за литературный сценарий "Поэма о море"). В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя А.П. Довженко. В 1972 году утверждена Золотая медаль имени А.П. Довженко "За лучший военно-патриотический фильм".

Александр Петрович Довженко всю жизнь считал (и писал), что родился 30 августа (11 сентября) 1894 года в селе Вьюница, которое было предместьем маленького уездного городка Сосницы Черниговской губернии. Но дотошные биографы докопались, что родился он накануне, а 30 августа - день его крещения. Он рос в бедной семье. Отец, Петр Семенович, имел семь десятин худородной земли, кроме того, подрабатывал извозом и смолокурением. Горе гостило в семье постоянно. Из четырнадцати детей остались жить только двое: Александр и Прасковья.

Довженко закончил приходское училище, а затем Сосницкое городское училище, считавшееся "высшим начальным". Окончил Глуховский учительский институт (1914) и получил назначение в Житомирское высшее начальное училище. Первая мировая война его обошла стороной: доктора нашли, что у него больное сердце.

Осенью 1917 года Довженко переехал в Киев, где поступил в Коммерческий институт. Он также стал вольнослушателем на естественном факультете университета. А когда открылась Академия художеств, то Довженко поступил и туда. В 1918 по направлению Наркомпроса преподавал житомирской школе математику,физику,литературу и физкультуру. Там же познакомился с первой своей женой - молодой учительницей Варварой Крыловой. В самый разгар романа грянул 1919 год. Мобилизация, плен у поляков. Пришлось пережить ожидание расстрела. После установления советской власти Довженко работал в Киеве в должности секретаря губернского отдела народного образования, одновременно ему поручили заведование отделом искусств, комиссарство в Театре имени Шевченко, организацию профсоюза работников просвещения. В 1921-1923 годах он перешел на дипломатическую службу и служил в Варне и Берлине. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище.

В августе 1923 года он возвратился в Харьков, где работал преимущественно как художник, оформляя книги и обложки журналов. В 1923-1926 годах - художник-иллюстратор газеты "Вiсти ВУЦВК" в Харькове.

Летом 1926 года Довженко неожиданно для многих отправился в Одессу где начал учиться кинопроизводству. Во время работы над фильмом "Арсенал" (1929) Довженко познакомился с актрисой Юлией Солнцевой. Это была любовь с первого взгляда. Вскоре он предложил ей руку и сердце.

Украинский режиссёр был увлечен современной темой. Он создал "Землю" (1932) и повез показывать фильм в Европу. Вернувшись на родину из заграничной командировки, режиссёр взялся за тему индустриализации, которую предложило ему руководство "Украинафильма". Результатом стал фильм "Иван", самый спорный фильм Довженко, отнявший у него больше года жизни. На Украине "Ивана" встретили неприязненно, и режиссёр был вынужден переехать в Москву, чтобы не чувствовать себя одиозной фигурой.

Оказавшись в Москве, Довженко поступил режиссёром на "Мосфильм", тогда еще студию "Союзкино", на Потылихе. В начале 1933 года Довженко подал заявку на фильм о Дальнем Востоке. Заявку утвердили. Сталину фильм "Аэроград" (1934) понравился, и в январе 1935 года Довженко был награжден орденом Ленина. На встрече членов Политбюро с кинематографистами Сталин бросил реплику в сторону Довженко: "За ним долг - "украинский Чапаев". И в 1939 году на экраны вышел фильм "Щорс", а в 1941 году режиссёр получил за него Сталинскую премию первой степени.

Несмотря на усталость и недавно перенесенную болезнь сердца, Довженко не собирался отдыхать. Он первым из мастеров кино надел военную форму. Произошло это 17 сентября 1939 года, когда Красная армия двинулась на земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Довженко возглавил фронтовую киносъёмочную группу.

В июле 1941 года вместе с женой Довженко был эвакуирован на Восток, в Уфу. Затем их перевезли в Ашхабад, куда была перемещена Киевская киностудия. Довженко просился на фронт, ведь он был не только кинематографистом, но и опытным журналистом. В феврале 1942 года в звании полковника его отправили на Юго-Западный фронт.

В 1949-1951 и 1955-1956 годах - преподаватель ВГИКа.

В начале 50-х прибавились житейские трудности. Сестра Довженко вспоминала: "Сашко жил очень бедно. У него никогда не было денег. Он носил пятнадцать лет одну шубу, серый костюм, который ему Юля часто штопала". Его не трогали эти трудности. Болезнь сердца обострялась. Довженко почти постоянно чувствовал себя больным.

Осенью 1951 года Довженко поехал в Каховку на строительство плотины. Увиденное настолько поразило художника, что он решил поставить фильм об этой стройке и её людях. Но поставить картину Довженко не успел.

Он умер в ночь на 25 ноября 1956 года. Завершала "Поэму о море" его жена - Юлия Солнцева. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы, участок № 3.

7. Киногруппа ФЭКС

Поиском "абсолютно новой" формы были одержимы молодые ленинградские режиссеры, объединившиеся в группу ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера). В 1922 г. они обнародовали свой манифест "Эксцентризм", где изложили пять основных принципов, базировавшихся на пяти отрицаниях - отрицание прошлого, старого, неподвижного, отрицание высокой ("буржуазной") культуры и всяческих авторитетов. Таким образом, ФЭКС (Г. Козинцев, Л. Трауберг, С.Юткевич и др.) провозгласили главными эстетическими принципами кино клоунаду, спонтанность, карнавализацию. Рассматривая фильм как монтаж трюков, как способ тиражирования штампов (стереотипов), они пошли путем реабилитации "чистых жанров" и массовой культуры: "Искусство без большой буквы, пьедестала и фигового листка... Бульнар несет революцию в искусство!".

Первоначально ФЭКСы реализовывали свои идеи в театре. В 1922 г. они "рассказывают навыворот" "Женитьбу" Гоголя. Причем постановку осуществили за два дня: первый акт репетировали накануне премьеры, второй - перед началом спектакля, пока публика собиралась в фойе, третий - в антракте.

В 1924 г. на экранах появился первый фильм ФЭКС - "Похождения Октябрины" - эксцентрическая комедия-шарж. Этот короткий фильм - своеобразная развернутая реклама 20-х годов. В относительное подобие интриги здесь собраны рекламные лозунги, агитационные и пропагандистские штампы. Например, в одном из эпизодов совершается ограбление при помощи магнита, к которому прилипает сейф, рекламируется самый сильный в мире магнит. Или, поезда, натолкнувшись на резиновый мячик, разлетаются вдребезги, "рекламируя" самую высококачественную резину.

Наиболее значительным кинопроизведением ФЭКС стал фильм "Шинель" (1926). Здесь гоголевский сюжет "аранжируется" по мелодраматическому канону с вплетением криминальной интриги. Картина состоит из двух частей: первая - "интрижная" (нравственное падение Акакия в связи с любовью к роковой красавице); вторая -"шинельная" (история гибели Акакия в связи со страстью к Шинели). Изображение в кадре приближается к экспрессионисткой стилистике: контрастное освещение резко выделяет из полумрака отдельные предметы, которые участвуют в действии наравне с актерами (например, шинель сама движется и замещает Акакия). Пластика исполнителей деформирована и эксцентрична.

Интересной пробой оказался фильм ФЭКС "Новый Вавилон" (1929) - о героизме и упадке Парижской Коммуны. Ни судьбы фиктивных персонажей, ни карнавальная драматургия исторических приключений не затмили-колорит и атмосферу фильма, стилизованную оператором Москвиным в духе импрессионистической живописи Дега, Мане, Ренуара.

Советское кино 20-х годов, будучи жестко ограниченным тематически и идеологически, тем не менее характеризуется богатым разнообразием художественных стилей и жанров. Многочисленные открытия молодых режиссеров в области монтажа позволили кинематографу обрести статус полноценного искусства.

8. Фридрих Эрмлер

Эрмлер Фридрих Маркович

Владимир Маркович Бреслав

Родился 13 мая 1898 года в Режица Витебской губернии. Он был скромным учеником провинциального провизора и никак не мог предположить, что, пройдя через фронты гражданской войны, станет чекистом, а затем, снова резко сменив курс, кинорежиссером. В 1923-1924 годах учился на актёрском отделении Ленинградского института экранных искусств, в 1929-1931 годах - в Киноакадемии. В 1924 году организовал с Э.Ю. Иогансоном - Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ) и снял свою первую работу - эксцентрическую комедию "Скарлатина". Ранние фильмы Эрмлера ("Катька-Бумажный Ранет", 1926, совместно с Иогансоном; "Дом в сугробах", по мотивам рассказа "Пещера" Е.И. Замятина; "Парижский сапожник", оба - 1928) отличаются интересом к быту, житейским историям людей, сведенных по воле случая вместе. Режиссёр умел подчеркнуть человечность, задушевность и лирический юмор происходящего на экране, в том числе благодаря своему постоянному актёру Фёдору Никитину, в облике которого интеллигентность и мечтательность сочетались с простоватостью человека не от мира сего. Актёрская фактура Никитина, его "нездешность" среди реалий советского быта 1920-х годов талантливо использована в лучшей постановке Эрмлера периода немого кино - "Обломок империи" (1929).

В 1930-х годах отходит от монтажно-поэтического кинематографа и ставит традиционные по выразительным средствам социально-бытовые фильмы "Встречный" (1932, совместно с С.И. Юткевичем) и "Крестьяне". Картина "Встречный" была одной из первых звуковых лент советского кинематографа, музыку к ней написал выдающийся композитор Д.Д. Шостакович. Меняется и тематика фильмов Эрмлера: "Встречный" воспевал пафос первой пятилетки, а "Крестьяне" посвящены борьбе против классового врага в деревне. Несмотря на засилье идеологических штампов, в этих картинах следует отметить запоминающиеся человеческие характеры, прежде всего сыгранные актёрами В.Р. Гардиными и Н.И. Боголюбовым.

Масштабный биографический кинороман "Великий гражданин" (1938-1939), посвященный памяти С.М. Кирова (в фильме Шахов в исполнении Боголюбова), создавался в годы пика сталинских репрессий. В этом фильме Эрмлер не позволяет себе даже тени объективности в анализе событий, откровенно возвеличивает диктатуру Сталина, в сущности, воспевает атмосферу террора и доносительства, сложившуюся к концу 1930-х годов в СССР.

Во время Великой Отечественной войны создал экспрессивную и проникнутую гневом кинодраму о партизанах "Она защищает Родину" (1943, Сталинская премия за 1946 год), которая примечательна работой Веры Марецкой над образом народной героини Прасковьи Лукьяновны. В послевоенные годы Эрмлер находится в первой шеренге художников-большевиков и в этом качестве ставит фильмы "Великий перелом" о Сталинградской битве и "Великая сила" о борьбе советских учёных с космополитами.

Смерть Сталина освободила Эрмлера от обязанности делать "великие" фильмы-монументы. Едва почуяв слабое дыхание оттепели, он уже в 1953 году выступил с сатирической короткометражкой "Разбитые мечты" о подхалиме и карьеристе, усиленно добивающемся расположения начальства. Однако картина была отправлена на полку и вышла лишь в 1962 году - уже как "Званый ужин". В ситуации своеобразной реабилитации простых человеческих чувств в советском кинематографе середины 1950-х годов Эрмлер поставил одну из первых душевных и трогательных лент о любви (пусть и с неизменным социальным пафосом) - "Неоконченную повесть" (1955), где солировали актёры Элина Быстрицкаяи Сергей Бондарчук.

В историко-революционном жанре режиссёр продолжал творить по старинке ("День первый", 1958), пока не столкнулся с реальной судьбой В.В. Шульгина и попытался в определённой степени заново оценить вместе с ним события 20 века в художественно-документальном фильме "Перед судом истории" (1965). Во многих своих фильмах Эрмлер выступал в качестве соавтора сценариев.

С 1940 года - художественный руководитель киностудии "Ленфильм".

Народный артист СССР (1948).

Ушёл из жизни 12 июля 1967 года в Комарово под Ленинградом. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

9. Приход звука в советское кино

В звуковых сетях "соцреализма" (1931-1940), к/театр "Кристалл-Палас"

Приход звука в российском кино ("Путевка в жизнь" Николая Экка, 1931) почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством так называемого "социалистического реализма". Сталинский тоталитарный режим спешил поставить на контроль практически каждую "единицу" тогдашнего кинопроизводства. Так что ничуть не удивительно, что вернувшийся из зарубежной поездки Эйзенштейн так и не мог добиться выпуска на экран своей картины "Бежин луг" (в итоге фильм был уничтожен). Да и другие лидеры 20-х (Д.Вертов, Л.Кулешов, В.Пудовкин) на практике ощутили железную хватку кремлевской цензуры. Фаворитами 30-х стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию Великой Революции, перевернувшей мировое устройство. Братьям Васильевым ("Чапаев"), Михаилу Ромму ("Ленин в Октябре", "Ленин в 18-м году") и Фридриху Эрмлеру ("Великий гражданин") удалось войти в обойму обласканных властями кинематографистов, сумевших приспособить свой талант к жестким требованиям эпохи "обострения классовой борьбы" и массовых репрессий.

Но надо отдать должное Сталину - он понимал, что кинорепертуар не может состоять из одних только "идеологических хитов". Недавний ученик и ассистент С.Эйзенштейна Григорий Александров ("Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга") стал официальным "королем комедии" 30-х. А его жена Любовь Орлова - главной звездой экрана.

10. Кинорежессура 30х:
Земля (Довженко, 1930)
Чапаев (Братья Васильевы, 1934)
Депутат Балтики (Хейфиц и Захри, 1936)
Летчики (Юлий Райзман, 1935)
Волга-Волга (Александров, 1938)
Трактористы (Пырьев, 1939)


11. Советская кинокомедия 30х.

Первой звуковой комедией стал Механический предатель (реж. А. Дмитриев, 1931). Фильм высмеивал обывателя, в эпоху первой пятилетки судорожно запасающегося продуктами, и призывал не болтаться по магазинам, а проявлять сознательность и смиренно получать паек в казенном распределителе. Лента поневоле бросала тень на "успехи" коллективизации, вызвавшей продовольственный кризис, и сами пустоватые, неуютные интерьеры фильма вызывали ощущение нищенской скудости советского быта. В начале 30-х само избрание актуальной модели комедии стало знаком расхождения творческих путей Эйзенштейна и Александрова, казавшихся единомышленниками. Эйзенштейн собирался ставить звуковую комедию о советском вельможе, оказавшемся при дворе Ивана Грозного. Киноруководство поняло, что от эйзенштейновских "обобщений" новым царедворцам не поздоровится, и комедия "МММ", мотивы которой предвещали пьесу Булгакова "Иван Васильевич", поставлена не была.

Иначе сложилась судьба музыкальной комедии Веселые ребята (1934) с участием Любови Орловой и Леонида Утесова. Александров пропитал ее пародийными и стилевыми отсылками к американской комедии, фильмам с братьями Маркс, даже к "Золотому веку" Луиса Бунюэля и фильмам Эйзенштейна. Успех ленты стал массовым не только потому, что советский зритель получал представление о недоступных ему сферах культуры - где в 1934 г. он мог оценить американский джаз или бродвейское ревю?.. Действие ленты было столь условно, что порой становилось неясно, какая вообще-то страна изображалась на экране - фильм напоминал вполне "беспартийный" американский мюзикл, большим ценителем которых был Александров. В контексте жестокого времени свобода от явных установок пропаганды неизбежно воспринималась как декларация "просто" свободы. Абсолютно вроде бы "безыдейная" лента получила, тем не менее, мощную официальную поддержку. В годы кризиса было высочайше объявлено, что социализм в стране "вчерне" построен, и нужно поощрять радостный "смех победителей". Эта демагогия произвела впечатление и за рубежом, где лента Александрова выпускалась под благодушным названием Москва смеется - отсмеявшись, зрители решали, что "большевистский медведь" не так уж и страшен. Александров угадал и, по сути, на годы вперед внедрил советский эталон "жизнеутверждающей комедии".

Не менее знамениты и сценаристы фильма Александрова Цирк (1936) - Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев. Их имен тоже не оказалось в титрах - они возмутились своеволием, с которым Александров перекраивал их сценарий, и разорвали с ним творческие отношения. В кадрах Цирка не случайно мелькает "знаковая" фигурка Чаплина - подобно ему, Александров соединяет здесь комедию с мелодрамой и вновь достигает огромного зрительского успеха. Его комедии Волга-Волга (1938), Светлый путь (1940) - вариации на тему Золушки, добивающейся при социализме не какого-то там "принца", а всенародного признания. Образ "социалистической Золушки" воплощала здесь Орлова. Александрову удалось придать комедии холодный имперский блеск, поэтому его по-своему уникальные ленты были особо ценимы советским руководством. Тем временем утверждение, что смех в СССР обязан быть исключительно "созидательным" и "мобилизующим", обретало силу приказа. Но параллельно этому курсу в кино возникало немало и "альтернативных" комедий. В фильмах Счастье (1934) и Чудесница (1936) Медведкин не спорил с социальной мифологией и тем более не пытался ее низвергнуть - он играл с ее стереотипами и тем самым сбивал спесь со "священных коров". Это было непростительно: если с атрибутикой идеологии можно обходиться столь запросто, она лишается своей сакральности и перестает морочить головы населению. "Футурологическая" комедия Медведкина Новая Москва (1938) изображала столицу будущего, перестроенную в духе сталинских указаний - она выглядела столь уродливо и мертвенно, что фильм был запрещен. В фильме У самого синего моря (1935), романтической "робинзонаде" Барнета, сквозило желание уйти от постылой современности с ее голодом, пятилетками, борьбой за "генеральную линию" - и слиться с органическими стихиями природы. Интонация ленты напоминала Аталанту (1934) Жана Виго, и закономерно, что в новейшее время фильм стал популярным у синефилов Франции, а Жан-Люк Годар в своем фильме Германия девять-ноль (1991) почтительно помещает его кадры среди самых "знаковых" изображений кинематографа. В ходе "борьбы с формализмом" была запрещена лента Женитьба (реж. Э. Гарин и Х. Локшина, 1936), снятая в эстетике фантастического гротеска. Фильм сняли ученики Всеволода Мейерхольда, а "Правда" уже дала по нему залп, предвещающий приговор Мастеру и его театру. Да и сама по себе экранизация Гоголя настораживала цензуру: как-то "сложилось", что самые отъявленные "формалисты" - Мейерхольд, Игорь Терентьев, ФЭКСы, - предпочитали "искажать" именно этого классика. Поэтому экранизации "Ревизора" и "Мертвых душ", сценарии для которых написал Булгаков, не состоялись.

12. Исторический фильм 30-40х.

Исторические фильмы. Экранизация литературной классики В 30-е гг. появилось много фильмов на исторические темы. В основном, в них рассматривалась проблема роли личности, или героя, и народных масс в истории. Безусловно, решалось это на разном историческом материале. Историческая правда в таких фильмах часто сочеталась с художественным вымыслом, помогающим авторам выразить ту или иную трактовку исторических событий. Режиссер В. Петров снял первый крупный двухсерийный фильм "Петр Первый" (1937-1939). Это произведение не повторяло одноименный роман А. Н. Толстого, выходило за его рамки, но трактовка происходящих событий, данная в романе, была перенесена и в фильм. Режиссер удачно выбрал актеров на главные роли. Н. К. Симонов создал запоминающийся образ Петра 1, деятельного, разносторонне одаренного человека, грозного царя и нежного, страдающего отца. Царевич Алексей в исполнении Н. Черкасова раскрывается как человек сложный, в его характере сочетается и чувство бессилия перед отцом, и властность в отношениях со своими единомышленниками. В фильме противопоставлены два крупнейших деятеля Европы того времени: Петр I и Карл XII, в образах которых отражены два разных подхода к роли выдающихся деятелей. Петр I (гл. роль Симонов) делает все ради высоких целей становления сильной державы, Карл XII - ради личной славы. С. Эйзенштейн совместно с Д. Васильевым снял фильм "Александр Невский" (1938). В основе сюжета лежат события XIII в. - столкновение русских войск с тевтонскими полчищами. В международной обстановке предвоенных лет это тема звучала особенно злободневно. В фильме, снятом в простой и достаточно традиционной манере, главный акцент делается на четком согласовании изобразительных средств и музыкального решения кинокартины. Многие творческие находки режиссера в этом фильме развиты им потом в кинокартине "Иван Грозный". В 30-е гг. С. Эйзенштейн продолжал разрабатывать теорию кино. Он вел поиски в области цвета, вариоэкрана, вертикального монтажа. Вс. Пудовкин и М. И. Доллер сняли фильмы "Минин и Пожарский" (1939) и "Суворов" (1940). Фильм "Суворов" создавался уже в условиях начавшейся Второй мировой войны, тема героических побед русского оружия, представленная в исторической ретроспективе, играла в это время важную роль в патриотическом воспитании советских людей. И. А. Савченко снял в этот период ряд исторических картин на темы истории украинского народа: "Дума про казака Голошу" (1938), "Всадники" (1939), "Богдан Хмельницкий" (1941). Во второй половине 30-х гг. режиссеры продолжали поиски в области экранизации литературных произведений. Огромным успехом у зрителей пользовался вышедший в 1937 г. фильм "Бесприданница" Я. А. Протазанова. В фильме видна высокая художественная культура опытного режиссера, который умело воссоздал приметы эпохи, описанной А. Н. Островским. В предвоенные годы С. А. Герасимов снял экранизацию драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад" (1941) с Т. Макаровой и Н. Д. Мордвиновым в главных ролях. М. С. Донской снял фильмы по автобиографической трилогии М. Горького: "Детство Горького" (1938), "В людях" (1939) и "Мои университеты" (1940).,

13. Исторически-революционные фильмы 30-40х

Фильм "Встречный" наметил главное направление киноискусства 30-х гг., поставившее своей целью подробное исследование характеров людей, участников революционной борьбы и социалистического строительства, и подготовил появление фильма "Чапаев" (1934), открывшего новый этап в развитии советского киноискусства. Авторы этого классического фильма - режиссеры Г. и С. Васильевы и исполнитель заглавной роли артист Б. Бабочкин, правдиво воплотив события Гражданской войны, создали неповторимо своеобразный и вместе с тем исторически определённый и типичный образ легендарного полководца революции, выдвинутого русским народом и воспитанного партией.

Так же как в своё время фильм "Броненосец Потёмкин", фильм "Чапаев" был наивысшим выражением общего подъёма киноискусства 30-х гг., ознаменовавшегося появлением целого ряда выдающихся фильмов.

Непосредственно к "чапаевскому" направлению в советском кино следует отнести в первую очередь такие замечательные фильмы, как "Трилогия о Максиме" (1935-39, реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг, исполнитель заглавной роли Б. Чирков), "Депутат Балтики" (1937, реж. А. Зархи и И. Хейфиц, сцен. Л. Рахманов, исполнитель главной роли Н. Черкасов), "Член правительства" (1940, реж. Зархи и Хейфиц, сцен. К. Виноградская, исполнительница главной роли В. Марецкая), "Великий гражданин" (1-2-я серии, 1938-39, реж. Ф. Эрмлер, исполнитель главной роли Н. Боголюбов), "Большая жизнь" (1-я серия, 1940, реж. Л. Луков, сцен. П. Нилин) и др.

Цикл этих фильмов, монографически исследующих характеры героев революции и социалистического строительства, подготовил решение ответственной задачи - воплощения в кинематографии художеств, средствами образа

14. Ленфильм 30х: Козинцев, Трауберг, Братья Васильевы, Петр1, Депутат Балтики

15. Кино в годы войны

"Чапаев с нами" к/м 1941, Боевые киносборники (игро-док фильм), "Радуга" 1943 (реж. Марк Донской), "Мечта" Рома (радость зап. Укр и Бел-ии, Польши после присоединения к СССР), "Небесный тихоход" (про летчиков)

"Сороковые, роковые…" (1941-1949)

Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После "пилотных" короткометражек "Боевых сборников" появились полнометражные фильмы о войне ("Радуга", "Нашествие", "Она защищает Родину", "Зоя" и др.), где война уже не представала чередой легких побед над карикатурно слабым противником. Именно в годы войны Сергей Эйзенштейн снимает свой последний в жизни шедевр - трагедию "Иван Грозный". Вторая серия этого фильма была, как известно, запрещена Сталиным. И не даром - в образе блестяще сыгранного Николаем Черкасовым жестокого и полубезумного царя Ивана не так уж трудно было увидеть намеки на порочность кровавого абсолютизма…

Завоеванная ценой десятков миллионов сограждан победа над нацизмом вызвала новую киновспышку "культа личности". В фильмах придворного режиссера Кремля Михаила Чиаурели ("Клятва", "Падение Берлина") Сталин выглядел настоящим божеством, вызывающим экстаз массового поклонения рабоче-колхозной паствы. Между тем, в концу 40-х "кремлевскому горцу" уже трудно было отслеживать тогдашний кинорепертуар, и он решил действовать по известному принципу - лучше меньше, да лучше. Пусть отборные российские кинематографисты снимут только 12 фильмов в год, но зато - это будут не какие-нибудь проходные середнячки, а настоящие шедевры "соцреализма". Например, эпопеи о Революции и Войне ("Незабываемый девятнадцатый", "Сталинградская битва"). Или историко-биографические повести о не замеченных в "оппортунизме" ученых ("Жуковский", "Пржевальский"), полководцах ("Адмирал Нахимов", "Адмирал Ушаков") и деятелях искусства (Композитор Глинка", "Белинский")… Сказано - сделано. К этим образцово-показательным сюжетам, в самом деле, подключились тогдашние лучшие киносилы (М.Ромм, В.Пудовкин и др.). Резко сузившийся развлекательный киноспектр был представлен комедиями Григория Александрова ("Весна") и Ивана Пырьева ("Кубанские казаки").

16. Период малокартинья

"МАЛОКАРТИНЬЕ"

Первые послевоенные годы для советского киноискусства были связаны со множеством трудностей. Предстояла работа по восстановлению нормальной работы кино студий, строительству кинотеатров, производству кинотехники и кино плёнки. Проблемы постепенно решались. Проводились эксперименты с новыми возможностями кино: использованием широкого экрана, со зданием панорамных фильмов, опытами в области стереокино. В связи с этим логично выглядело заложенное в пятилетний план увеличение производства кинокартин, однако их выпуск сильно сократился. Режиссёр Леонид Давыдович Луков (1909-1963) закончил в 1946 г. снимать вторую серию картины"Большая жизнь" - продолжение полюбившегося зрителям фильма1940 г. о жизни шахтёров Донбасса.

Но неожиданно для всех на авторов киноленты обрушился град критики, обвиняющей их в недооценке роли партии, в упаднической меланхолии, принижении человека труда, недостаточном понимании советской действительности. Постановлениео кино, которое так и называлось: "О кинофильме "Большая жизнь"(2 я серия)", ударило не только по фильму Л. Лукова, но и по картинам значительных режиссёров тех лет - Эйзенштейна, Пудовкина, Козинцеваи Трауберга. Снимать кинокартины о современности стало рискованно. Даже обращение к материалу прошлых лет влекло за собой опасные последствия.

Официальная печать указывала на исторические неточности в ленте "Адмирал Нахимов"(1947 г., режиссёр В. Пудовкин) и на неверную трактовку образа Ивана Грозного во второй серии фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный"(1945 г.). Принимая во внимание столь частые "ошибки" кинематографистов и учитывая дорогостоящий процесс создания фильмов, руководство страны решило, что хватит двенадцати кинокартин в год. Зато каждая из них станет верной в идейном плане и шедевром - в художественном.

17 Биографический фильм

Александр Степанович Попов (физик - электрик)

Жанр кинобиография Режиссёр Герберт Раппапорт, Виктор Эйсымонт Автор сценария Александр Разумовский В главных ролях Николай Черкасов, Бруно Фрейндлих Оператор Анатолий Назаров Евгений Шапиро Композитор Юрий Кочуров Кинокомпания Ленфильм Длительность 87 мин Страна СССР Год 1949

Жуковский

Жанр Исторический / Биографический Режиссёр Всеволод Пудовкин, Дмитрий Васильев Автор сценария Анатолий Гранберг В главных ролях Юрий Юровский, Владимир Дружников Оператор Александр Гинцбург Композитор Виссарион Шебалин Кинокомпания Мосфильм Длительность 83 мин. Страна СССР Год 1950

Биографический фильм о жизни и деятельности выдающегося ученого, основоположника современной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского. На заре авиации, когда многие авиаторы погибали из-за несовершенства летательных аппаратов, опыты Жуковского казались необычайно рискованными. Но ученый нашел отважного союзника - военного летчика Петра Нестерова, впервые в мире выполнившего знаменитую "мёртвую петлю", часто называемой "петлёй Нестерова".

Согласно сюжету фильма Николай Егорович заложил основы современной аэродинамики и выполнил расчёты, благодаря которым удалось построить безопасную конструкцию воздухоплавательного аппарата.

Пржевальский

Режиссер: Сергей Юткевич Сценаристы: Алексей Спешнев, Владимир Швейцер

Операторы: Евгений Андриканис, Николай Ренков, Федор Фирсов Композитор: Георгий (Юрий) Свиридов Художники: Михаил Богданов, Геннадий Мясников Страна: СССР Производство: Мосфильм Год: 1951 Премьера: 26 февраля 1952 Актеры: Сергей Папов, Всеволод Ларионов, Борис Тенин, Цырен (Цыренжап) Шагжин, Георгий Слабиняк, Николай Комиссаров, Владимир Всеволодов, Николай Свободин, Сергей Мартинсон, Василий Бокарев, Владимир Таскин, Сергей Ценин, Кэн Джен, Тэн Лун, Лян Лен-Дзу, Ван Гуан-Дэ, Пак Чун-Сеп, Ким Дин, Ц. Дамдинов, Д. Дандуков, Павел Кадочников, П. Николаев, Всеволод Санаев

Жанр: биография, исторический фильм

Фильм посвящен знаменитому русскому путешественнику Николаю Михайловичу Пржевальскому, руководившему экспедицией в Уссурийский край и четырьмя научными экспедициями в Центральную Азию (1870-1885 гг.). Пржевальский впервые описал природу Центральной Азии, открыл много хребтов, озер и рек; собрал ценные коллекции растений и животных, впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь и тибетского медведя. Он был похоронен на берегу озера Иссык-Куль (близ нынешнего г. Пржевальска).Там же находится его музей. Память Пржевальского увековечена также путем присвоения его имени открытой им дикой лошади.

"Глинка"

Жанр Историко-биографический Режиссёр Лео Арнштам Автор сценария Лео Арнштам В главных ролях Борис Чирков Валентина Серова Оператор Александр Шеленков Кинокомпания Мосфильм Длительность 116 мин. Страна СССР Год 1946

Сюжетные вехи: детство будущего композитора и его связь с народным мелосом, поездка в Италию, создание опер "Иван Сусанин", переименованной лично императором в "Жизнь за царя", и "Руслан и Людмила". Взаимоотношения композитора с Пушкиным (Пётр Алейников). В музыкальных эпизодах голос поющего Глинки, которого играет Борис Чирков, озвучен Сергеем Лемешевым. Фильм был награждён Сталинской премией II степени (1947), а также участвовал в международном кинофестивале в Канне (1946).

Мусоргский (композитор)

Жанр биографический Режиссёр Григорий Рошаль В главных ролях Александр Борисов Николай Черкасов Владимир Балашов Андрей Попов Любовь Орлова Лидия Сухаревская Кинокомпания Ленфильм Длительность 122 мин Страна СССР Год 1950

Мичурин (Жизнь в цвету)

Год выпуска: 1948 Страна: СССР Жанр: Историко-биографический Продолжительность: 01:34:27 Режиссер: Александр Довженко В ролях: Григорий Белов, Владимир Соловьев, А. Васильева, Николай Шамин, Федор Григорьев, Михаил Жаров, Константин Нассонов, Алексей Жильцов, Иван Назаров, Виктор Хохряков, Дмитрий Дубов, Геннадий Печников, Сергей Ценин, Юрий Любимов, В. Исаев, Иван Каширин

Описание: Отклонив предложение америкацев работать за границей, Мичурин продолжает опыты в трудных условиях России - его идеи враждебны царскому правительству, церкви и идеалистической науке. Смелого преобразователя природы вдохновляет только поддержка ученых, он трудится без устали. После Октябрьской революции маленький мичуринский сад в городе Козлове становится первым государственным питомником. Последний фильм Александра Довженко. Первая роль в кино Григория Белова (И.В. Мичурин).

18

Эпоха малокартинья завершилась вскоре после смерти Сталина. "Оттепельная" либерализация кремлевского курса второй половины 50-х вызвала резкое увеличение фильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов. Наиболее заметной фигурой тех лет, бесспорно, стал Григорий Чухрай ("Сорок первый", "Баллада о солдате", "Чистое небо"). Однако и кинематографисты старшего поколения не спешили уйти с ковра. "Летят журавли" - подлинный шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского - заслуженно завоевал "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. К слову, эту "каннскую высоту" - ни до, ни после - не удалось взять ни одному российскому фильму… Чуть позже тот же дуэт снял еще два знаменитых фильма с новаторским стилем - "Неотправленное письмо" и "Я - Куба".

Hosted by uCoz